Избирателя соблазнят по старинке

© Михаил Воскресенский / РИА «Новости»

Косвенная агитация, активизация спойлеров, начало кампании весной, задолго до сентябрьских выборов, а также противостояние старых и новых принципов избирательной технологии — таковы характерные черты предвыборной борьбы в России 2013 года, считают эксперты Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, пишет «Газета.ru».

В условиях переноса единого дня голосования на вторые выходные сентября, когда активная фаза предвыборной борьбы проходит в период летних отпусков, имеющие наибольшие шансы кандидаты стремились как можно раньше начать избирательную кампанию.

Для них было важно успеть максимально повысить свою известность и электоральный рейтинг еще до начала сезона массовых отпусков, пишут эксперты.

«В результате во многих регионах уже с марта-апреля активно шла фактическая агитационная кампания, при этом агитационная активность существенно снизилась к июлю. Таким образом, значительная часть кампании прошла еще до ее официального старта и вне правового поля, очерченного избирательным законодательством о выборах. Затем в большинстве регионов последовало агитационное затишье (конец июня — июль), и новая активизация агитационной деятельности в регионах началась приблизительно со второй половины августа с приближением дня голосования», — так характеризуется агитационная активность кандидатов и партий в докладе.

Если говорить об основных технологиях активной борьбы власти с оппонентами, то таковыми в этой избирательной кампании являются две.

«Первая — это активное применение спойлерских технологий — как на выборах по партийным спискам, так и в мажоритарных округах через участие в выборах партий со схожими до степени смешения названиями, выдвижение кандидатов-однофамильцев, выдвижение дополнительных списков и кандидатов с аналогичным электоральным позиционированием с целью распыления голосов», — отмечают эксперты.

В Красноярске таким спойлерным проектом является «Гражданская сила», а также московские гастролёры «Демократическая партия России» и «Коммунистическая партия социальной справедливости».

«Вторая — это применение «маскировочных технологий» — попытка отвлечь внимание от образа конкретных партий (в первую очередь «партии власти» — там, где она недостаточно популярна) и расширить электоральную базу через использование в ходе кампании политических симулякров, от имени которых ведется агитация (от эфемерных общественных движений до кампаний вокруг тех или иных инициатив); имитация лояльными власти партиями и кандидатами протестной риторики, риторики обновления и даже попытки представить их объектом давления; инициирование скандальных тем, отвлекающих внимание от неудобных власти тем и вопросов», — полагают авторы доклада.

Красноярские единороссы действуют по одному сценарию с другими регионами. В своей предвыборной агитации в регионах «Единая Россия» активно требует перемен, использует фотографии губернаторов (в Красноярске — мэра Эдхама Акбулатова, единолично возглавившего общегородской список ЕР) вместо партийной символики либо старается не упоминать название партии на баннерах своих кандидатов.

По словам главы политической экспертной группы, экс-руководителя отдела агитации и пропаганды ЦИК ЕР Константина Калачева, по основным мотивам агитационной кампании в регионах можно определить, какая группа политтехнологов работает в регионе — рекомендованная федеральным руководством партии либо нанятая региональной администрацией.

«В свое время тема обновления, перемен задавалась ЦИК ЕР, ее чаще применяют технологи, рекомендованные руководством партии. Несмотря на то что в списках идут в основном действующие депутаты, а значит, единороссы предлагают не реальные кадровые перемены, а виртуальные, технология работает», — указывает эксперт, — «Если нет вменяемой контрагитации, то схема работает даже вопреки логике — перемены обещают действующие главы и депутаты, и вопрос, а что мешало меняться раньше, должен возникать одним из первых».

Власть в этой кампании крайне активно использует технологии косвенной агитации, констатируют авторы доклада. Использование такого приема в рамках текущей избирательной кампании можно проследить по проектам «Добрый сад», «Бульдозер ЖКХ», «Милионному городу миллион деревьев» (сравните: во Владимирской области «Единая Россия» реализует партийные проекты «Дачники», «Медицинский десант», «Народный киноклуб»). Формально данные проекты рассматриваются как часть социальной, а не агитационной деятельности партии, однако на практике отличить их практически не удается.

В качестве другого примера использования этой технологии: действующий глава города Акбулатов не ушел в отпуск в связи с избирательной кампанией, в которой он участвует. Это дает ему возможность на регулярной основе встречаться с горожанами (так же поступают главы Петрозаводска и Владивостока), проводить «выездные совещания».

«Часто агитационные кампании партий и кандидатов носят характер «социальной рекламы», которую продолжают затем в виде визуальных образов и лозунгов собственно кандидатов», — описывают авторы доклада иной вариант применения властью технологии косвенной агитации. Наши локальные примеры — всё тот же «Миллион деревьев» и «Турник в каждый двор».

«Очевидно, что «технологическая революция» сегодня «работает» на относительно ограниченный круг более продвинутых избирателей, который в большинстве территорий (кроме Москвы, Екатеринбурга и других крупных городов) пока не составляет большинства. Косвенная же агитация, которая осуществляется больше через официальные медиа (в первую очередь телевидение) и привычные рекламные носители консолидирует главным образом традиционный, конформистски настроенный и менее информационно «провинутый» (при этом более электорально активный) электорат», — считает один из основных авторов доклада, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.

При этом спойлерские и «маскировочные» технологии, по его словам, ориентированы скорее «на промежуточную (переходную) часть общества», находящуюся между «традиционно-конформистской и информационно-продвинутой модернизационно настроенной частями».

Как они сработают в Красноярске будет видно уже в воскресенье.




Новый состав Горсовета Красноярска начнет работу 20 сентября

Глава горизбиркома Анна Лисовская озвучила список обновленного депутатского корпуса городского парламента.

Торжество плюрализма

Выборы в горсовет Красноярска стали историей.

«Патриоты России» одержали общую победу на выборах в Красноярске

Избирательная комиссия Красноярска закончила обработку бюллетеней на выборах депутатов городского Совета.

Выборы без пиар-технологий

«Выборы должны стать соревнованием решений проблем, а не финансовых возможностей, они должны быть свободными от пиар-технологий».

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

ЦИК отказал Алексею Навальному в регистрации кандидатом в президенты

Оппозиционер Алексей Навальный не допущен до регистрации в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года. Такое решение принято на заседании Центральной избирательной комиссии в понедельник, 25 декабря.

ТЕМЫ

МЕТКИ